Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

29.06.2018
Новость хим.промышленности

Во II квартале 2018 г. возможен рост цен на пигментный диоксид титана, но во втором полугодии глобальный баланс спроса и предложения должен выровняться, говорит Редж Адамс, основатель Artikol, агентства, специализирующегося на анализе рынка TiO2.

Перспективы для рынка TiO2 С точки зрения большинства поставщиков пигментного TiO2, ситуация на рынке намного лучше, чем была, например, 2 года назад. Мировой спрос увеличился на 4,4% в 2016 г. и на 5,3% в 2017 г., так что производители смогли управлять своими заводами с высокой загрузкой производственных мощностей (как правило, 90-100%), за исключением предприятий в Финляндии, Украине и Индии, которые серьезно пострадали из-за простоя. Излишние запасы, тормозившие развитие рынка, были сведены к более нормальному уровню, эквивалентному объемам продаж в течение 40-45 вместо 60-70 дней. В I квартале 2016 г. средняя реализованная цена продажи TiO2 на рынке США находилась на самом низком уровне (в реальном выражении) за 100 лет истории отрасли; но, шаг за шагом увеличиваясь каждый квартал, она выросла чуть более чем на 30%. За тот же период средняя цена на TiO2 в Северо-Западной Европеувеличилась почти на 70% в долларовом выражении, отчасти в результате более высокого обменного курса евро.

В какой степени события в Китае влияют на рынок TiO2?

На протяжении всей цепочки создания стоимости TiO2 одним из основных факторов, влияющих на предложение, спрос и цены в 2016-2017 гг., была неожиданная строгость китайских законов по борьбе с загрязнением окружающей среды. Это привело к закрытию ряда малых и средних предприятий, на которые приходилось 300 000 т/год пигментного TiO2 (более 8% от общего объема).

И в настоящее время борьба с загрязнением, конечно, влияет на некоторых крупных китайских производителей — им было предписано сократить загрузку мощностей, чтобы соответствовать правительственным рекомендациям по качеству воздуха для зимнего сезона 2017/2018 г.

Это привело к чистой «потере производства» порядка 90 000 т в I квартале 2018 г. Более жесткий баланс спроса и предложения в Китае в сочетании с высокими расходами на борьбу с загрязнением сопровождался более строгой политикой в отношении китайских экспортных цен на пигментный TiO2, что привело к сокращению экспорта TiO2 из Китая. За I квартал 2018 г. было отгружено 180 000 т против 250 000 т в IV квартале 2017 г. и 190 000 т в I квартале 2017 г.

Как будет развиваться рынок?

В 2018 и 2019 гг. ожидается продолжение синхронизированного макроэкономического роста по всем основным регионам: несмотря на общую неопределенность в политике, МВФ прогнозирует рост мирового ВВП на уровне 3,9% в год. Artikol прогнозирует мировой рост потребления TiO2 на уровне 4,8% в год в течение последующих 2 лет. После повышения цен в первой половине 2018 г. во второй части года глобальный баланс спроса и предложения должен прийти к равновесию, поскольку на экспортных рынках будет доступно больше китайского пигмента и ожидается рост производства у основных производителей.

Как повлияет на мировой рынок и рынок США предлагаемая в Европе классификация для TiO2?

Власти Евросоюза, отвечающие за установление стандартов здоровья и безопасности потребителей, серьезно рассматривают законопроекты, которые требуют, чтобы все продукты, содержащие TiO2, продаваемые в Евросоюзе (краски, оконные рамы из ПВХ, пакеты декоративного ламината и т.д.), имели этикетки со словами и значками, предупреждающими, что продукт содержит потенциальный канцероген.

Следует ли продвигать этот закон, решится в 2018 г., а директива по маркировке начнет действовать в 2019 г. Европейские производители красок и другие пользователи TiO2 опасаются, что новый режим маркировки может вызвать ненужные волнения у покупателей, приведя к падению продаж, росту затрат и расширению разрыва между ожиданиями потребителей и фактическими характеристиками продукта. Неевропейские торговые ассоциации внимательно следили за развитием законодательства в Европе: некоторые из них представили аргументы против необоснованной маркировки TiO2 на этапе общественных прений в рамках юридического процесса Евросоюза.

Пока нет признаков того, что Соединенные Штаты Америки, Канада или любая другая страна рассматривают законодательство о маркировке продукта, которое отрицательно повлияет на использование TiO2. Тем не менее в Калифорнии в 2011 г. действовало указание, что на некоторых косметических продуктах, содержащих TiO2, должны быть нанесены соответствующие предупреждающие надписи. После этого некоторые группы потребителей в Соединенных Штатах и в других регионах демонизировали TiO2, распространяя дезинформацию о том, что он вызывает рак, через СМИ, листовки и в социальных сетях. Чтобы свести к минимуму ущерб репутации бренда, несколько ведущих производителей кондитерских изделий в штате США (Dunkin Donuts, Mars, Mondelez и др.) внедрили политику удаления TiO2 как ингредиента из всех рецептур своих пищевых продуктов. В случае пищевых продуктов удаление или замещение TiO2 в качестве ингредиента существенно не влияет на вкус, внешний вид и срок годности продукта, но в случае с лакокрасочными материалами удаление или замена TiO2 очень негативно скажется на их эксплуатационных качествах. И конечно, такой шаг будет вызывать сильное потребительское сопротивление со стороны сектора DIY, профессиональных художников и декораторов, а также промышленных пользователей краски.

Таким образом, законодательство Евросоюза по канцерогенной классификации и маркировке TiO2 не окажет существенного влияния на рынок США в кратко- и среднесрочной перспективе. Однако, если регуляторы США решат следовать своим коллегам из Евросоюза и примут аналогичные правила по маркировке банок с краской или другой продукции, содержащей TiO2, это будет очень плохая новость для производителей TiO2 и лакокрасочных материалов.

ЕС Newsletter