Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

Ежегодно европейский корреспондент журнала «Coatings World» Шон Милмо публикует обзор об итогах работы лакокрасочной промышленности в Европе за прошлый год и дает прогноз на следующий год. Не стал исключением и 2015 г. — в апрельском номере «Coatings World» автор анализирует сложившуюся ситуацию в статье «EU coatings companies outlook generally bullish for near-term», которая, надеемся, будет интересна и российским производителям и потребителям лакокрасочных материалов (ЛКМ).

После спада во втором полугодии прошлого года во многих частях Европы краткосрочная перспектива для региональных лакокрасочных компаний стала несколько расплывчатой. Однако, несмотря на прогнозы о медленном экономическом росте в Европейском союзе (ЕС), лакокрасочное сообщество, особенно крупные производители, продукция которых востребова-, на на быстрорастущих рынках за пределами Европы, весьма оптимистично смотрят в будущее.

Согласно данным Еврокомиссии, сначала в 2015 г. ожидается некоторый подъем европейского спроса, а затем последует его более заметное ускорение в 2016 г. Более быстрый рост до следующего года прогнозируется в Германии, крупнейшем европейском рынке ЛКМ. Валовой внутренний продукт (ВВП) двух других крупных экономик—Франции и Италии, по прогнозам, также продолжит свое восстановление. Кроме того, низкий уровень инфляции и ослабление денежной массы Европейского центрального банка (ЕСВ) должны способствовать повышению бизнес-инвестиций в Евросоюзе, что должно стать хорошей новостью для поставщиков лакокрасочных производств.

Ассоциация производителей ЛКМ и печатных красок Германии (VdL) (Франкфурт) прогнозирует снижение объемов производства в этом году на 1,3%, но во второй половине этого года ожидается подъем из-за низкой инфляции, которая будет стимулировать как инвестиции, так и потребление и, соответственно, подъем спроса во всем ЕС. Спад будет иметь место в первой половине года, он продолжает замедление роста на местном рынке с середины прошлого года, когда VdL ожидала увеличения производства в 2014 г. на 3%.

Директор VdL М. Бросс отмечает: «В 2014 г. производство ЛКМ в Германии выросло на 2%, а продажи за счет развития бизнеса — на 2,6%, что было менее позитивным, чем ожидалось. Декоративные ЛКМ во второй половине года производились в меньших объемах, тогда как уровень производства промышленных ЛКМ и материалов для отделки древесины оставались практически не менялись в течение всех 12 месяцев».

Рынок декоративных ЛКМ в Германии, уровень которого, по ожиданиям, снизится в этом году на 2%, находится в некоторой растерянности из-за правительственных решений по энергоэффективности зданий. Бросс считает, что «это серьезная помеха, так как домовладельцы откладывают инвестиции, ожидая лучших условий в будущем. Лучшие экономические условия во второй половине 2015 г. по сравнению с первой половиной года должны помочь сектору декоративных красок».

Уровни доверия в секторе ЛКМ в Англии несколько снизились, несмотря на то что в стране отмечается самый высокий рост ВВП среди ведущих экономик Западной Европы. Согласно опросу Британской лакокрасочной федерации (BCF), 70% ее членов чувствуют себя уверенными или очень уверенными в краткосрочной перспективе в начале этого года по сравнению с данными, которые были представлены летом прошлого года, — 80%. «В секторе намечается многообещающий подъем с сохранением уровней доверия в хорошем виде», — считает Т. Боуделл, генеральный директор ВСЕ Отмечается высокая уверенность в секторе декоративных ЛКМ, где профессиональные продажи выросли на 7% по объему против 2% в розничном сегменте. В то время, как объем продаж всех ЛКМ вырос на 5% в прошлом году, по цене он увеличился только на 2,5%. «Имеет место ценовой прессинг, так как потребители продолжают давить на своих производителей», — считает Боуделл.

Транснациональные компании в Европе сообщают о ценовом прессинге в регионах и на периферии, где вместе с валютными изменениями меняются и уровни доходности. Однако прибыли растут или остаются на прежнем уровне из-за компаний, менее уверенно чувствующих себя на рынке. Большинство из них ожидают, что их реструктуризация и сокращение расходов в последние годы увеличат прибыль в этом году.

Продажи декоративных красок AkzoNobel, лидера европейского рынка, снизились в этом регионе в 2014 г. на 10%. На Европу приходится 60% общих продаж, на глобальном рынке декоративных красок прибыль упала на 6%—до 3,9 млрд евро (4,25 млрд долл.). Однако прибыль до вычета процентов на амортизацию и налоги (EBITDA) для бизнеса выросла на 12% до 405 млн евро. Для бизнеса высококачественных ЛКМ, который не дал прорывных региональных результатов, продажи оставались вялыми — 5,6 млрд евро, но выросла прибыль (EBITDA) на 4% — до 687 млн евро. В обоих сегментах — декоративных и высококачественных ЛКМ, включающих судовые, защитные, порошковые, авторемонтные и промышленные ЛКМ, — AkzoNobel сократил расходы за счет уменьшения цепочек поставок, сокращения управленческих кадров, централизации определенных видов деятельности. Менее затратные структуры в обоих направлениях должны создать «прочную основу для дальнейшего улучшения в 2015 г.» — считает исполнительный директор AkzoNobel Т. Бюхнер.

Европейские международные игроки на рынке ЛКМ оптимистично рассматривают прибыльность, если не от продаж, так как их успех зависит от снижения цен, то от вовлеченности в рынки с несопоставимой скоростью роста. «Мы достигаем самых лучших результатов и хорошей прибыли в течение всего года», — констатирует М. Фон, исполнительный директор компании Jotun, когда сообщал о результатах компании в 2014 г. в феврале. Компания Hempel, которая, как и Jotun, работает в области судовых, защитных и декоративных ЛКМ, также достигла рекордной прибыли (EBITDA) в прошлом году. «Отчасти это было из-за благоприятных цен на сырье, но и за счет эффективности мер, которые были предприняты в последние несколько лет», — сказал П.-И. Жульен, президент и исполнительный директор группы Hempel. Он уверен, что компания должна идти к продолжению роста без «компромисса в деньгах и эффективности».

Заметным исключением среди успешных европейских международных лакокрасочных игроков является финская компания Tikkurila. Она серьезно пострадала из-за проблем на российском рынке, где имеет производства и сеть офисов по продаже. На Россию, чья экономика подверглась негативному воздействию из-за снижения цен на нефть и экономических санкций, вызванных событиями на Украине, приходится почти 40% продаж Tikkurila.

Экономические проблемы в стране в прошлом году вызвали 5%-ное падение продаж компании и 11%-ное снижение операционной прибыли. Со сползанием страны в еще большие трудности в 2015 г. Tikkurila признала, что продажи и операционная прибыль должны быть ниже уровня 2014 г.

«Неопределенность экономической ситуации и уменьшение числа потребителей, покупающих порошковые краски, будут снижать спрос в России», — считает Е. Ярвинен, президент и исполнительный директор Tikkurila. Министерство экономики страны прогнозирует падение реальной заработной платы на 10% и на 6% располагаемого дохода в этом году, что означает неизбежный глубокий спад.

Россия может стать главной проблемой в этом году для лакокрасочных компаний и их клиентов в Германии и Скандинавии, а также восточно-европейских стран — членов ЕС, которые имеют много точек бизнеса в стране.