Диоксид титана со склада в Москве

Нам доверяют
уже 25 лет

Постоянно на складе Низкие цены

Новости

22.04.2015
Новость хим.промышленности

2014 год стал для рынка ЛКМ периодом острой конкуренции, сокращения прибыли, поиска более дешевой сырьевой альтернативы. В начале прошлого года многие игроки не ожидали высокого прироста продаж, но в IV квартале оправдались самые худшие опасения.

РЫНОК ЛКМ ПОШЕЛ ПОД ГОРУ

По итогам 2014 года емкость российского рынка ЛКМ сократилась относительно 2013-го на 4%, но не все сегменты сузились. Если рынок ВД ЛКМ расширился на 2%, то ЛКМ на конденсационных смолах - сузился на 4%. Процесс замещения алкидных ЛКМ воднодисперсионными продолжается, хотя его темпы снизились. По итогам 2014 года доля водно-дисперсионных материалов в совокупном потреблении ЛКМ расширилась до 44% (в 2013-м этот показатель был на отметке 43%). В первую очередь происходит расширение доли ВД ЛКМ в сегменте декоративных и ремонтно-строительных материалов, здесь вытеснение алкидных материалов будет продолжаться. Однако еще долгое время алкид-ные ЛКМ будут востребованными на российском рынке в промышленном сегменте, поскольку на рынке специальных продуктов промназначения серьезной альтернативы органорастворимым продуктам не будет.

Сокращение емкости российского рынка ЛКМ обусловлено уменьшением объемов производства в стране и поставок материалов из-за рубежа. В 2014 году объемы производства сократились относительно 2013-го на 2%. Причиной уменьшения стала низкая активность потребителей. Рост цен сырья (в частности импортного) заставил многие предприятия корректировать объемы производства в зависимости от спроса. Изменения по группам материалов было неодинаковым. Если выпуск водно-дисперсионных материалов увеличился на 3%, то ЛКМ на конденсационных смолах и полуфаб-рикатных лаков сократился на 4% и 8%, соответственно. В то же время в каждой группе материалов были компании, которым удалось нарастить выпуск. Естественно, среди производителей ВД ЛКМ их было больше. Более подробно о тенденциях на рынке алкидных и ВД ЛКМ читайте в "Хим-Эксперт. ЛКМ на кондсмолах" и "Хим-Эксперт. ВД ЛКМ".

Из-за низкой активности потребителей на внутреннем рынке производители стремились увеличить отгрузки на внешние. Девальвация национальной валюты дополнительно стимулировала экспортеров. Но хотя по результатам 2014 года из России было поставлено на 13% больше ЛКМ, чем в 2013-м, доля экспорта в производстве остается незначительной (3% - в I полугодии прошлого года и 5% - во Н-м).

Вследствие девальвации рубля стоимость импортных ЛКМ стремительно увеличивалась на протяжении всего года. Это сказалось на объемах потребления и поставках ЛКМ из-за рубежа. По итогам 2014 года в РФ было импортировано ЛКМ всех групп на 8% меньше, чем в 2013-м.

ВАЛЮТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРАСКИ

В России изменение курса валюты играет важную роль, поскольку в рецептурах краски есть импортные компоненты. В конце декабря прошлого года девальвация рубля относительно доллара составила 51%, а относительно евро - 36% (за базу сравнения был взят курс Центрального банка РФ в начале 2014 года). В начале 2015 года рубль продолжал девальвировать относительно евро и доллара. Кроме того, растут затраты, обусловленные внутренними причинами: инфляцией затрат, логистикой, зарплатами сотрудников и пр. Все это учитывается при формировании себестоимости готовой продукции. В результате, компании вынуждены поднимать цены. Впрочем, некоторые идут по другому пути - "оптимизируют" рецептуры материалов, увеличивая долю более дешевых компонентов. Более подробно об изменении котировок Л КМ и сырья для их выпуска читайте в каждом номере еженедельника "Хим-Курьер. Рынок ЛКМ".

Использование более дешевых сырьевых компонентов подтверждает тенденцию увеличения выпуска недорогих ЛКМ. В условиях финансовой нестабильности люди обращают внимание на краску дешевого сегмента. По разным оценкам, в 2014 году, равно как и в 2013-м, материалы сегмента "эконом" занимают на российском рынке порядка 65-70%. В 2015-м, вероятно, спрос продолжит смещаться в сторону дешевого низкокачественного материала во всех каналах сбыта. В том числе и в ритейле.

ДЕФИЦИТ ОПТИМИЗМА И ДЕНЕГ

Ожидания от 2015 года вселяют еще меньше оптимизма, чем в начале прошлого года. Потребление краски в России сократится, а достижение положительных результатов российскими лакокрасочными компаниями будет возможно только за счет сокращения доли продукции конкурентов. Конкуренция станет еще более жесткой. Многие игроки российского рынка считают, что хорошим результатом в 2015 году будет достижение показателей 2014-го.

Новый лакокрасочный сезон будет еще более сложным с финансовой точки зрения, поскольку рентабельность производства будет ниже. В банках растут проценты по кредитам, в целом в России отмечается дефицит финансовых средств. У предприятий нет возможности перекредитоваться по ранее действовавшим схемам. Таким образом, уже сейчас у многих компаний - серьезные проблемы с деньгами. Проблема неплатежей на рынке существовала и раньше. Однако в последнее время неплатежи приобрели массовый характер.

НЕ ИЗБЕЖАТЬ ПАДЕНИЯ В ДЕКОРЕ

На лакокрасочном рынке предпочтения и платежеспособность потребителей всегда были главными факторами. Если говорить о материалах декоративного и ремонтно-строительного назначения, то платежеспособность населения (основного потребителя в этом сегменте) снизится. Люди не получат бюджетной поддержки (индексация зарплат госслужащих заморожена, бюджетников - сокращена до 5,5%, что ниже инфляции, а рост пенсий ограничится уровнем инфляции). По итогам 2014 года инфляция составила 11,4%, а в 2015-м прогнозируется на уровне 12%. Потребление товаров не первой необходимости (к которым относится и краска) ожидает падение. Говорить о том, что оно будет профинансировано за счет сбережений не приходится, поскольку этот источник уже был исчерпан в 2014 году. Преобладание дешевых продуктов в объемах реализации сохранится.

ДЛЯ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПОКРЫТИЙ ЕСТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ

Ситуация в промышленном сегменте также не выглядит радужной. В I квартале 2015 года не предвидится улучшения финансово-экономического состояния промышленных предприятий по сравнению с IV-м 2014-го. При этом ожидается уменьшение общего объема инвестиций. Усилится влияние таких факторов как нехватка собственных средств и высокие процентные ставки по кредитам, а также доступность последних. Безусловно, программа импортоза-мещения будет способствовать увеличению доли отечественных материалов в промышленном сегменте, однако это не всегда возможно.

Уменьшение поставок продукции из-за рубежа также станет результатом удорожания импортной продукции из-за девальвации национальной валюты. Таким образом, в сегменте промышленных покрытий возможен рост. Однако большим препятствием использованию российских материалов вместо высокотехнологичных импортных может стать отсутствие отечественных научных разработок, сертификатов, гарантирующих качество, и низкий уровень доверия к отечественной продукции. Кроме того, на российском рынке ЛКМ негативно отразятся несовершенное законодательство, высокие тарифы естественных монополий и налоги.

Дополнительным фактором, сдерживающим потребление ЛКМ, станет их очередное удорожание. Хотя производители понимают, что это приведет к значительному снижению спроса из-за низкой платежеспособности потребителей, другого выхода у них нет. На фоне роста цен сырья уже в марте вероятно очередное повышение отпускных цен. Из-за девальвации рубля относительно доллара и евро себестоимость краски увеличилась, даже рост отпускных цен на 10-20% не смог ее компенсировать. Таким образом, производители будут вынуждены в очередной раз пересмотреть цены.

ОЧИЩЕНИЕ КРИЗИСОМ

В кризисные времена на рынке остаются наиболее эффективные производители, понимающие потребности клиентов и способные предложить продукты и решения, которые востребованы даже в сложившихся условиях. Рынок заставляет развиваться, работать с партнерами и предлагать им разные новинки, более выгодные условия сотрудничества, чтобы они не были заинтересованы в смене поставщика. Рост доверия потребителя к материалам - не просто стратегическая задача, а вопрос выживания российских производителей краски и отрасли в целом.